Проектный институт «Гипровостокнефть»

В конце 1960-х к зданию института «Гипровостокнефть» на улице Красноармейской (бывший Коммунистический институт журналистики) пристроили новый 10-этажный корпус. Автором проекта выступила Галина Васильевна Моргун (1926-2009). О деталях проекта рассказывает Владимир Андреевич Борисов, разрабатывавший фасады здания.

— Это совместный проект с Галиной Васильевной Моргун. В первую очередь, хотелось бы узнать вашу роль в проекте.

— В 1965 году к нам в институт пришел Алексей Григорьевич Моргун. Он у нас проработал всего полгода. За это время ушел с поста главного архитектора Подовинников, и его назначили на это место. Алексей Григорьевич пришел со своими объектами, которые делал вместе с Галиной Васильевной. Он раздал часть своих объектов нашим архитекторам — в силу своей занятости он не мог уделять этому много времени. Например, пристрой «Гипровостокнефти» — «пластинка», которая стоит перпендикулярно Красноармейской улице.

Объект разрабатывала Галина Васильевна, а на мою долю достались фасады. В то время я ездил по делам в Москву. На Ленинградском проспекте, где стоял вокзал Аэрофлота, я увидел две «пластинки». Их фасады были облицованы стемалитом. Когда я приехал, руководитель архитектурно-планировочной мастерской Николай Иванович Розанов поручил мне заняться фасадами «Гипровостокнефти». Для того времени это было довольно-таки современное здание, все фасады были стеклянные.

Разрабатывал строительную часть и все конструкции этого фасада Козев Виктор Григорьевич. Но во время очередного ремонта поменяли «столярку». Это общественное здание, а там сделали окна, как в жилом, полностью нарушив всю систему.

— Профили алюминиевые были?

— Да, мы тогда впервые применяли эти алюминиевые профили. Вообще, самые первые алюминиевые профили у нас получились в Доме политпросвещения. До этого их нигде в городе не применяли. У нас был сначала синий, немножко бутылочный цвет стемалита.

— Это витражное стекло синее, да?

— Да, толстое стекло, полтора сантиметра, по-моему. Мы с Виктором Козевым сочиняли, как это сделать, как укрепить. Полно было всевозможных вариантов. Позже Юрий Храмов применил витражи на всю высоту в Доме культуры завода имени Масленникова. Тоже Виктор Козев разрабатывал, у него уже был опыт.

Всё это разрабатывали у нас в институте Куйбышевгорпроект. Строительный отдел возглавлял Павел Яковлевич Огуз. Виктор Григорьевич был там руководителем группы. Он же разрабатывал конструкции фонтана на Самарской площади, чтобы не было утечек.

Текст и современные фото: Армен Арутюнов.

Макет и фотографии 1970-х: из архива Владимира Борисова.

Рисунок: Ваган Каркарьян