Здание проектных институтов

В начале 1970-х на Самарской площади построили новое здание проектных институтов. Его авторами выступили архитекторы Алексей Моргун, Ваган Каркарьян, Валентин Черняк и Николай Дегтярев. Об объекте, объединившем два крупнейших проектных института, и переходе старшего поколения архитекторов от классики к модернизму рассказывает Дмитрий Алексеевич Моргун.

Раньше институт Горпроект располагался на нескольких площадках — в Доме сельского хозяйства, в Доме промышленности. Отдельно были архитектурно-планировочные мастерские (АПМ). Сам я начинал работать после института в Доме сельского хозяйства. Потом, пока я был в армии, они уже переехали в новое здание на Самарской площади. Они собрали Горпроект и Гражданпроект (один занимался проектированием городских объектов, другой — областных, прим. А.А.), считалось, что это оптимальное решение — два проектных института вместе. Не поместилась только производственная часть АПМов, они остались в «Аквариуме» на площади Сельского хозяйства.

Здание проектных институтов. Вариант с актовым залом на площади.

Логично было в центре города построить здание для двух проектных институтов. Вариантов по компоновке было много, но, в принципе, они все близкие. Был, например, вариант с залом на площади.
С 1970 года я учился в Москве, потом уехал в Бухарест, заканчивал уже там. В Самаре был только наездами на каникулах. В это время здание уже строили.

Вынос над главным входом — довольно смелое для тех лет решение. Приходилось уговаривать, отец старался. В его объектах много необычных деталей, поэтому приходилось «нажимать» чуть-чуть. Он был один из «паровозов» всей нашей проектной индустрии в городе. Мне это приятно и как его сыну, и как архитектору. Он старался исходить не из возможностей строительных организаций, которые хотели делать просто. Классика в то время от зубов отскакивала. Они могли делать капители, применять тот тип, который уместен для фасада, знали классические построения. Когда все перешли на систему более современного проектирования, он быстро воспринял это, старался во всём найти сверхзадачу.

Они следили за тем, что происходит в мире. Информация скудная была, но они все знали. Многие ездили на Запад, информация в журналах появлялась. Им это нравилось. Они понимали, что это тоже своего рода классика, только решённая чуть-чуть по-другому. У нас она в виде обрубания декоративных элементов шла, но во многих случаях функциональность и общий архитектурных замысел был столь же здравым, как в чисто классических произведениях. Их научили так, что неважно, в каком стиле они работают. Они учились очень быстро. Это поколение – жадное до всего. Люди войну пережили, многие фронтовики. Когда тебя могли убить, ты живешь по-другому. Наконец, пришел к своей мечте и делаешь все с такой отдачей, которая сейчас и не снилась. И они охотно брались за все направления. И в архитектуре, и в градостроительстве, а это еще более сложная тема. Переход на модернизм происходил для них естественно. Они вдруг поняли, что так надо: это тоже хорошо, с этим можно работать. С эффектом хорошей архитектуры на выходе.

Первый этаж был общим: архив, библиотеки, залы, помещения для тяжелого оборудования, столовая… Второй, третий, четвёртый этажи, насколько я помню, занимал Горпроект, а пятый и шестой – Гражданпроект.

Текст и современные фото: Армен Арутюнов.

Эскиз и макеты: семейный архив Моргунов (материалы предоставил Виталий Самогоров).