В 1975 году к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне на Самарской площади открыли фонтан, созданный по проекту архитекторов Владимира Борисова, Вагана Каркарьяна и художника Рудольфа Баранова. О проекте и судьбе объекта рассказывает Владимир Андреевич Борисов.
Я выступал главным архитектором проекта, а Ваган был главным архитектором института. Мы узнавали, где какой материал можно достать. Я ездил в Свердловск за гранитом, его мы пустили на борт. Смальту доставал Баранов откуда-то из Подмосковья, двадцать самосвалов привез.
В то время каждому объекту была свойственна такая тенденция (наверное, это была такая идеология, метод работы) — нужно было обязательно в работу внести какой-то символ. Это легче запоминалось. Больше уделялось внимание эпохе, тому, чем жило население и архитекторы, которые разрабатывали проект (о чем они мечтали, как хотели это сделать). Это были символы эпохи. Фонтан в сквере — это место отдыха, место памяти эпохи, памяти о людях, которые эту эпоху создавали. Это гордость за людей, которые воевали в Великой Отечественной войне, которые защитили страну для молодого поколения.
Проект фонтана выставили на градостроительный совет. Он был не в полном объеме: пригласили руководителей Горкома, Горисполкома. Это было в кабинете Моргуна. Я сделал из картона макет фонтана со струями, как будто это все работает. Тридцать струй олицетворяют время, которое прошло с 1945 года по 1975. Чтобы их связать с годами войны, они разбиты на 5 групп. Струи все были спроектированы одной высоты — это символ слез матерей, слез радости, слез горя. Горе же коснулось практически всего населения Советского Союза, в каждой семье обязательно кто-то пострадал. Днище — это салют Победы, как апофеоз всей войне.
Мы это делали в январе 1975 года. За каких-то полтора месяца сделали все рабочие чертежи, чтобы к маю 75-го уже можно было все запустить. Лента сама обвивала эти струи, она была вертикально. Если посмотреть в сечении — должен был быть треугольник без низа. Планировали делать из стекла, на которое монтировалось бы смальта, и еще подсветка внутри. Но художники от этого отказались от этого дела. «Мы не пожарники — сказал Пашкевич (художник Владимир Максимович Пашкевич, прим. А.А.). — Мы это делать не будем, не успеем за этот срок».
Должно было быть панно (салют Победы) и борт из красного гранита. Пашкевич не принял это. Про этот вариант мы уже всем рассказали, его приняли. И как быть? В то время открыли завод Электрощит, он стал выпускать профильные листы. Игорь Борисович Фёдоров, тогда главный художник города, говорит: «Давайте сделаем плоские листы для ленты?» Лента была непрерывной, она стала символом несгибаемой воли воинов.
В 1996 году листы заменили, появились изгибы в соединениях. Они согнули эту ленту, сделали ее горбатой. Я против возмущался. Говорил: «Вы испортили символ всего этого фонтана! Или вы не понимаете, или вы сознательно не хотите все это делать»…
В середине 2010-х фонтан реконструировали (фактически снесли и возвели заново, заменив материалы покрытия). Владимир Борисов и Тамара Каркарьян (вдова Вагана Каркарьяна) в судебном порядке добились воссоздания первоначального облика с отделкой из смальты. И хотя внешний облик и некоторые детали выполнены грубо и далеки от оригинала, в целом удалось добиться сравнительного сходства с работой архитекторов и художников 1970-х.
Текст и современные фото: Армен Арутюнов.
Эскизы и фотографии 1970-х: из архива Владимира Борисова.