Площадь Славы

В 1971 году в Самаре открыли монумент Славы. Его созданию предшествовал конкурс. Несмотря на победу местного коллектива авторов, в результате реализовали московский проект, благодаря которому на месте Ярмарочного спуска появилась площадь Славы. О разных вариантах развития территории вспоминает архитектор Владимир Андреевич Борисов.

Площадь славы делал Самсонов (архитектор Андрей Борисович Самсонов, прим. А.А.). Они торопились. В 1971 году отмечали 10 лет полета Гагарина в космос, к этому событию и проводили реконструкцию.

До этого проводился конкурс. Было три группы участников: группа, возглавляемая Каркарьяном, группа Моргуна и группа Мусатов. Юрий Иванович Мусатов получил третью премию вместе с Красько и Блохин. Моргун вторую, а Первую — Храмов, Каркарьян и Труфанов (Кикин там рисовал все картинки большие). У них в проекте было три пилона, коридор с отверстиями, через окна которых проходили струны, как на арфах. Когда люди приходили бы в музей Великой отечественной войны, на противоположном от входа конце звучала бы музыка. Внизу планировалось два амфитеатра, по обе стороны от Ярмарочного спуска.

Проект-победитель конкурса на монумент Славы

В итоге проект делали московские ребята. Власти обратилась к ним, потому что местные якобы не успели бы. Хотя наши проекты и заняли первые места. Я в этом деле участия не принимал.

В 1942 году, когда в Подмосковье отбили наступление немцев, архитектор Чернихов предложил на Поклонной горе, где сейчас стоит музей Великой Отечественной войны, установить обелиск с воином наверху. Выставил он эту идею на обсуждение в московском Союзе архитекторов. Там такой же курган был, а наверху монумент. Союз архитекторов принял, хотели показать Сталину, а тот посмотрел и говорит: “Хорошо, но нужно сначала войну выиграть, а потом уже думать о памятниках”. По крайней мере, такая молва была.

Скульптура “Рабочий с крыльями” на вершине монумента Славы

Московские архитекторы и скульпторы взяли за основу в Самаре этот обелиск с человеком наверху. К нему должны подходить, как на Поклонной горе.

Текст и современные фото: Армен Арутюнов.

Фото конкурсного проекта: семейный архив Храмовых.