Мозаика. ДК имени Литвинова (три панно)

В октябре 1961 года, в Самаре на пересечении улицы Победы и Кировского шоссе торжественно открыли новый Дворец культуры. Сегодня он носит имя бывшего директора завода «Прогресс» Виктора Яковлевича Литвинова. Несмотря на хрущевское постановление 1955 года, внешнее и внутреннее убранство здания было выполнено с большим количеством архитектурных излишеств.

ДК на площади Кирова. Фото из интернет-журнала «Другой город».

Возвести Дворец культуры на нынешней площади Кирова решили еще в 1950 году, но приступили лишь спустя восемь лет. За это время несколько раз менялся проект, в том числе в связи с постановлением «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Над проектом в течение этих лет работали московские и самарские архитекторы. Первоначальный вариант принадлежал Е. Е. Емельянову, эскизные проработки вели Виталий Голосов, Валентин Ларионов, Г. Б. Рыбин. Автором окончательной версии считается московский архитектор Аким Тарасов.
Вместе со строительным трестом № 11 значительное участие (около половины работ) в возведении здания принимали работники завода «Прогресс» (бывший авиационный завод № 1). Строительство шло под личным контролем директора завода Виктора Литвинова, имя которого ДК носит с 2002 года.
Борьбу с излишествами в Куйбышеве решили проигнорировать. В проект Дворца культуры внесли множество несогласованных изменений. К зданию пристроили десятиколонный портик с фронтоном, в интерьерах появилась дорогая отделка.
В 1962 году незаконное изменение проекта подверглось критике в газете «Правда». «Так, в Куйбышеве в результате незаконного изменения проекта к Дворцу культуры был пристроен десятиколонный портик с фронтоном, – цитирует статью «Еще раз по поводу излишеств в строительстве и архитектуре» самарский краевед Андрей Артемов. – В зрительном зале удобные и экономичные люминесцентные светильники заменили бронзовыми люстрами. В зале установили дорогостоящие кресла, изготовленные по специальному заказу по образцам мебели прошлого столетия. Эти излишества повлекли за собой значительный перерасход средств. Только на возведение портика, которого не было в проекте, затрачено около 100 тысяч рублей в новом масштабе цен».
Уже шесть лет, как в стране началась эпоха модернизма, а в Куйбышеве открылся Дворец культуры, архитектура и внутреннее убранство которого были выполнены в стиле «сталинского» неоклассицизма.
«Ведь мы привыкли, что дворцы культуры должны быть с портиками, – оправдывал перерасход средств председатель Куйбышевского горисполкома Алексей Росовский. – Без портика Дворец культуры был бы похож на швейную фабрику».
Вряд ли подобная вольность могла иметь серьезные последствия для руководителей в 1962 году. Половина работ и контроль за строительством велись заводом «Прогресс». В 1958 году на нем начали производить ракеты семейства Р-7, а за полгода до открытия ДК собранная на предприятии ракета-носитель «Восток» вывела на орбиту корабль с первым космонавтом Юрием Гагариным. В итоге Алексею Росовскому объявили выговор, и на этом все закончилось.

Панно в вестибюле ДК. Фото Владимир Пермяков

«Чудесный Дворец, – писала «Волжская коммуна» 7 ноября 1961 года. – На каждом шагу убеждаешься, сколько вкуса вложили в его оформление люди самых различных специальностей. Вместе с гостями мы отправляемся путешествовать по его фойе, залам, гостиным. По парадной лестнице из полированного мрамора, устланного коврами, поднимаемся на второй этаж. Просторное главное фойе, очень нарядное и светлое. Сверкают зеркальные колонны, люстры оригинальной формы.
Несколько бригад Московского комбината декоративно-оформительского искусства работало над оформлением Дворца. Вот, например, два больших панно – рассказ о том, как росли и крепли у советского человека могучие крылья, вознесшие его в высоты космоса. Не день и не два трудились художники над гигантскими мозаичными полотнами.
По специальному заказу Дворца сделаны все люстры, бра и светильники. Проекты их, учитывая архитектуру здания, разработал московский художник А. И. Шимко, а изготовил электроцех художественной арматуры Московского железобетонного завода № 23. Кстати сказать, по специальным заказам изготовлена и мебель. Ее прислали в Куйбышев предприятия Литвы и Чувашии».

Панно в вестибюле ДК. Фото Владимир Пермяков.

Во Дворце культуры множество росписей с мозаичными вставками, изображающих рабочих, крестьян, инженеров, советские достижения науки и техники. В обоих концах вестибюля расположены панно, посвященные истории развития авиации. На первом – Дедал, попытки человека взлететь с помощью самодельных крыльев, первые самолеты. В центре цитата основоположника аэродинамики Николая Жуковского: «Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума».
В левой части панно изображен Никита, прыгающий с высокой колокольни. Композиция взята с картины Александра Дейнеки «Никитка – первый русский летун» (1940, оригинал хранится в Третьяковской галерее). Участвовал ли художник в работе над оформлением ДК в Куйбышеве или кто-то из учеников сделал копию с работы мастера? Вопрос этот пока остается открытым.

Александр Дейнека. «Никитка — первый русский летун». 1940 год. Государственная третьяковская галерея.

«Наше время любви к авиации, к людям с конструкторской смекалкой, с чкаловской смелостью и упорством дало художникам необычную тематику для картин с парящими в воздухе планерами, живописным фейерверком парашютистов, – описывал оригинальную работу Дейнека. – Наша молодежь, летая на планерах, прыгая с парашютами, заставила меня вспомнить о первом русском летуне Никитке. Современность выдвинула Никитку как образ русской смекалки, удальства, воли.
В живописи прошлого мало картин, говорящих о смелых делах простого люда. Народные сказки говорят о ковре-самолете, старые летописи глухо упоминают о безымянных смельчаках-холопах, которые мастерили крылья, желая парить над землей. Удивительно равнодушие художников прошлого к замечательной, по существу, судьбе Никитки: о нем ни одной картины не написано! Я изобразил Никитку во время лёта, в момент мускульного напряжения, в момент, так сказать, пафоса лёта».

Панно в вестибюле ДК. Фото Дария Григоревская.

Участие Дейнеки в работе над первым панно остается под вопросом, зато удалось определить авторство второго, продолжающего тему истории авиации.

Эскиз панно. Клавдия Тутеволь, 1958? Из коллекции Александра Гремитских.

В собрании московского коллекционера Александра Гремитских хранятся две живописные работы художницы Клавдии Тутеволь, датированные 1958 годом. Одна из них долгое время считалась эскизом панно для павильона «Космос» на ВДНХ. На второй изображена приемная комиссия рядом с тем же панно. На самом деле обе работы сделаны в вестибюле Дворца культуры в Куйбышеве. На одной из них художница изобразила и себя – в красной кофте и серой юбке.

Приемная комиссия. Клавдия Тутеволь, 1958? Из коллекции Александра Гремитских.

В верхней части панно мозаикой выложены фигура расправившего руки рабочего и заводы с дымящимися трубами. В нижней – нос винтового самолета, ракета, пилоты, космонавты, ученая с сидящей в капсуле собакой. Между частями – летящие самолеты. Возможно, эта работа Клавдии Тутеволь выполнена между полетом Белки и Стрелки в августе 1960 года и гагаринским стартом в апреле 1961-го.

Фрагмент панно в вестибюле ДК. Фото Дария Григоревская.

Тутеволь Клавдия Александровна

(1917-1980)
Окончила Иркутское областное художественное училище изобразительных искусств (1938). В тот же год поступила в Московский институт изобразительных искусств (позже МГХИ имени В.И. Сурикова). В годы войны вуз эвакуировали в Ташкент. Тутеволь с отличием завершила обучение в 1948 году. В числе ее преподавателей были Аристарх Лентулов, Николай Ульянов, Александр Дейнека (художницу часто называют его любимой ученицей). Работала художником-оформителем в художественных экспертных мастерских строительства Дворца Советов, после — в московском Комбинате декоративно-оформительского искусства. Преподавала в Строгановском училище, с 1967 года — профессор и руководитель мастерской монументальной живописи в родном МГХИ (в числе ее выпускников — куйбышевский художник-монументалист Рудольф Баранов). Заслуженный художник РСФСР (1975). Участница всех послевоенных всесоюзных выставок, а также Международной выставки в Брюсселе (1958), Венецианской биеннале (1968), выставки в Хельсинки, посвященной Международному Конгрессу женщин.

Мозаика в камерном зале ДК. Фото Владимир Пермяков.

Еще одна монументальная работа есть в камерном зале (в публикациях начала 1960-х его называют конференц-залом). Здесь на заднике сцены расположена большая мозаика, изображающая портрет Ленина.

Портрет Ленина. Фрагмент мозаики. Фото Дария Григоревская.

Авторство значительной части декора Дворца культуры еще не выявлено. Например, росписи потолков, оформления стен в актовом зале.


Текст: Армен Арутюнов.
Современные фото: Владимир Пермяков, Дария Григоревская.
Архивное фото: интернет-журнал «Другой город».
Живопись: из коллекции Александра Гремитских.


Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 9 декабря 2021 года, № 23 (220)