Жилой дом на Самарской площади

На улицы Галактионовской, 130 в 1973 году был построен 12-этажный жилой дом, кардинально изменивший пространство Самарской площади. Авторами проекта выступили самарские архитекторы Юрий Мусатов и Владимир Борисов. Об идее появления объекта и его проекте рассказывает Владимир Андреевич Борисов.

От достройки неоклассического ансамбля Самарской площади отказались после объявления борьбы с излишествами в 1955 году. Как это пространство развивалось дальше?

— Первое, что сделал Подовинников — построил дом для работников КГБ на углу Молодогвардейской и Ярмарочной (Николай Власович Подовинников — главный архитектор Куйбышева в 1955-1965 годах, прим. А.А.). Угол Полевой и Самарской тоже он закрепил. Это делалось, чтобы никто никогда не менял квартальную систему.

Как появилось Ваше с Юрием Мусатовым здание?

— Первоначально было много всяких предложений. Например, поставить симметрично две башни по обе стороны площади. То же предлагали Мария Георгиевна Мошкова и Голосов Виталий Алексеевич. Подовинников вообще хотел поставить на углу пятиэтажный дом, а внутри двора сделать башню. Но была и другая сила, которая мыслила уже по-другому. Они нам приводили в пример площадь Святого Марка в Венеции. Там стоит вертикаль, которая разворачивает движение людских потоков в определённом направлении. «Когда вы поставите этот дом, он будет показывать — вот где главные события происходят, вот где административный центр», — говорили нам.

Собрали совещание. Были Виталий Голосов, Ваган Каркарьян, Рубен Аракелян, еще кто-то и мы с Мусатовым. Голосов говорил: «Если уж две башни не делаем, то тогда сделайте одну». В итоге приняли наш вариант. Мы его немного по-другому рисовали. Должна была быть еще надстройка. Всего не 12, а 14 этажей. Но заказчик от этого отказался. Сказал, что у него нет денег.

Строительство затянулось. Вырытый котлован стоял года два. Мы должны были получить в этом доме квартиры. Нам с Мусатовым дали гарантийное письмо. Но я уже не мог ждать, получил квартиру на Осипенко, а Юрий Иванович дождался. Поскольку письмо было на двоих, вместо меня дали Юрию Сергеевичу Булавину, он был ГИПом по этому объекту.

Фасады у высотной части дома разные.

— Да, три разных фасада, выходящие на Галактионовскую, на институт Горпроект и на Волгу.

Зигзагообразные балконы, которые вы спроектировали со стороны площади — это функциональное решение, чтобы был лучше обзор?

— Да, для лучшего обзора. И еще мы хотели сделать их в какой-то степени напоминающими волну. Мы впервые тогда применили такие треугольные балконы. Это индивидуальная разработка. Сейчас уже каждый по-своему остеклил этот балкон…

Глядя на монолитный «Рашпиль» на Осипенко…

— Совершенно верно. Раньше человек, получавший жилье, подписывал договор, что он не будет вмешиваться в переделку квартиры и архитектурной части самого дома, ничего не будет менять.

Текст и современные фото: Армен Арутюнов.

Эскизы и фотографии 1970-х: из архива Владимира Борисова.