Дом политпросвещения (Дом ученых)

В 1968 году в Самаре был построен Дом политического просвещение. Сегодня его занимает Дом ученых. О проекте здания на углу улиц Молодогвардейской и Студенческого переулка рассказывает его автор — самарский архитектор Владимир Андреевич Борисов.

Мы начинали работу над Домом политпросвещения вместе с Виктором Матвеевичем Устиновым. Это был типовой проект. Надод было его скорректировать по заданию обкома партии и разработать интерьеры. Виктор Матвеевич разработал генплан, “посадил” дом вместе со зданием союза художников на углу. Сразу после этого он с женой уехали на Украину (в 1964 году Виктор Устинов (1926-2018) занял должность главного архитектора Чернигова, прим. А.А.). Фасады и интерьеры Дома политпросвещения пришлось доделывать мне.

Когда Хрущев объявил борьбу с излишествами в строительстве и архитектуре — никакие отделочные материалы нельзя было применять. На Доме политпросвещения и здании союза художников мы впервые применили облицовочный кирпич из беложгущейся глины.

С нами работал 24-й трест. Их технолог Валентин Назаров предложил сделать цокольную часть и стилобат из бетонного камня с набрызгом.

Внутри — силковый мрамор, над ним работала бригада под руководством Хлопотова. Они натирали гипсовую штукатурку так, чтобы она блестела, как мрамор. Добавляли туда всевозможные красители, чтобы подогнать по цвету. Все делалось вручную.

Мы впервые применили большие алюминиевые переплеты, большие окна. Меня тогда поразил молодой парень, который без линейки, без ничего, в одних носках становился на стекло и резал его. Это был виртуоз!

Я делал архитектурные чертежи — разрабатывал актовый зал, все кабинеты, буфет, впервые сделал раздвижные двери. Строительные расчеты проводил наш строительный отдел под руководством Козева Виктора Григорьевича.

В актовом зале мы применили ель без сучков, чтобы в нем был нормальный звук. Обсчитывали, какая будет акустика. Там были люминесцентные лампы, светящийся алюминиевый потолок, подсветка с нижней части балкона.

На заднике сцены – барельеф Ленина. Это работа московского художника Андрея Мыльникова. Портрет этот в то время распространяли везде.

В вестибюле Эдуард Соколовский посоветовал закрыть отопительные батареи деревянными декоративными решетками. Все разработки в интерьере были индивидуальные.

Текст и современные фото: Армен Арутюнов.

Фотографии фасада и интерьеров 1960-х: из архива Владимира Борисова.