В 1970 году завершилось строительство дома культуры завода имени Масленникова. «Звезда» стала одинм из наиболее изящных и тонких авторских произведений своего времени. Проект «Лица модернизма» публикует интервью автора проекта, архитектора Юрия Васильевича Храмова (1934-2018), записанное в 2018 году (публикуется впервые).
— Какие сложности возникали во время проектирования? В то время ведь работа по индивидуальным проектам была практически невозможна.
— Категорически запрещены были все проектные и строительные работы, кроме типовых проектов. Так было по приказу Москвы по всему Союзу. Не финансировалось это все. В основном, шло жилье и какие-то разработки московских институтов, которые очень редко строились по всем городам, включая Самару.
— Как вам удалось все-таки реализовать индивидуальный проект?
— Мне повезло, шло все под эгидой реконструкции, и поэтому средства выделялись солидные. На индивидуальные проекты финансирование было запрещено, а здесь такая возможность была. Конечно, мне очень помогли наши власти — секретарь Обкома Владимир Павлович Орлов, председатель Облисполкома Виталий Иванович Воротников, городские власти. Они курировали все эти объекты и мне очень здорово помогали. Без них я бы не имел возможность так развернуться по крупным проектам.
— Во время работы над проектом «Звезды» вы ездили в Финляндию, встречались с Алваром Аалто. Насколько близко для вас было его творчество?
— Алвар Аалто — мой кумир, я очень много изучал его работы. Мне повезло со знакомством. Я был в его мастерской, когда осуществлялся проект концертного зала «Финляндия». Я весь его посмотрел, была такая возможность.
— Творчество Аалто и его идеи нашли отражение в ваших проектах?
— Я совершенно отвергал повторы, копии или вытяжки из старых проектов. Я просто их изучал. Конечно, у нас были совершенно разные нормативы. У нас были советские, которые, например, запрещали выходить за пределы дозволенного по объему, по площадям, по набору помещений. Конечно, я «переваривал» множество аналогичных построек по всему миру, изучал их, и на основании этого получилось что-то свое.
— Как шла работа над «Звездой»?
— На заводе имени Масленникова были хорошие руководители, с их стороны была большая помощь. Они мне разрешали делать все, что угодно. Там был старый клуб. Конечно, пришлось его разобрать. Я оставил только две продольных стены самого зала, и мне пришлось как-то вписываться в этот объем, выкручиваться, чтобы получить хорошую вместимость зала.
Пришлось делать мощный балкон — не хватало мест в партере, которые окупали бы эксплуатацию зала. Строители заводские были, помогали очень. Очень хороший был у них руководитель, мы вместе с ним там творили.
— Для улучшения акустики в «Звезде» вы использовали битое стекло?
— Чтобы оркестр звучал объемно, нужны были всегда первые отражения. Без этого ничего не работает. Нужно такую структуру сделать, чтобы звук первый пошел непосредственно к зрителям и был бы усилен. Я придумал такую штуку: под площадкой оркестрантов сделал помещение овальной формы и туда мне привозили битые бутылки. Их там раскалывали, рассыпали, а поверх сделали оркестровый настил. В филармонии я уже не стал применять эту технологию.
— Для остекления дома культуры витражи изготавливались специально?
— Таких больших и масштабных витражей до этого не делали. Для «Звезды» специально пустили линию на заводе, благодаря чему удалось сделать такое остекление. К сожалению, в настоящее время утраченное.
Восстановить хотя бы фойе и вестибюльную часть в стекле было бы неплохо. Там хорошо сделаны интерьеры. Такие легкие, прозрасные лестницы, запроектированные на одном косоуре.
Текст и современные фото: Армен Арутюнов.
Эскизы, фото макетов и фотографии 1970-х: из семейного архива Храмовых.