В 1970-х на Полевом спуске по проекту Альфреда Хахаина и Николая Красько была построена гостиница артистов цирка «Театральная». О проекте здания и его отделке рассказывает один из авторов — Альфред Валентинович Хахалин.
— Проект гостиницы был частично типовым?
— В основе проекта была типовая коробка. Это должно было быть общежитием артистов цирка. Труппа обычно приезжает на месяц, на два. Им где-то надо жить, не по квартирам же рассовывать. Место для объекта выбрали на Полевом спуске. Авторами выступили я и Красько. Тогда мы работали вместе в одной группе.
— Внутри планировка стандартная были?
— Обычная гостиничная — коридор, кастелянша… Тогда была практика такая в стране — были институты, которые разрабатывали типовые проекты на Союз. И еще было повторное применение уже реализованных.
— В 1969-м году практически невозможно было реализовать авторские проекты. Я правильно понимаю, что сложный рельеф и необходимость создание стилобата стала поводом добавить в проект авторские детали?
— Да-да. В нижней части потом располагался ресторан. Смысл этой части был в том, чтобы с одного уровня можно было легко попасть на другой, а заодно придать объекту какой-то интерес.
— На фасаде раньше были бетонные рамки?
— Мы разработали эти коробки, договорились с заводом железобетонным. Они отлили эти штуки и мы их смонтировали на фасад.
— Детали накладные были?
— Да, накладные. Мы это делали, чтобы немного приукрасить фасад. Но потом все полетело. Их отодрали, потому что слабый бетон был, он стал разрушаться со временем.
— Раньше на объекте была разнообразна отделка.
— Мы использовали некоторые новые материалы. Например, прибалтийскую технологию — черный антрацит замешивался в такую массу, наносился слоем и промывался струей воды. Получалась интересная фактура. В больших объемах она не смотрелась, а какие-то маленькие штуки получались интересно.
Отделка какая-то должна же быть. Кроме кирпича и штукатурки тогда ничего не было. Мы с Ваганом Каркарьяном договорились, что придумаем что-нибудь, у нас же есть материалы в области. Был ширяевский карьер, который занимался известняком, они гору разрабатывали. Пришла идея облицевать стилобат известняковой плиткой. Мы летали на вертолете в Ширяево, это было зимой. Приземлялись прямо на террикон, где они выбрасывали свои отходы.
— Со зданием Полевой спуск приобрел завершенный вид.
— Ниже гостиницы был жилой дом и выход на набережную. Строительство стимулировало благоустройство Полевого спуска. Раньше оно было кусками — тут асфальт, там еще что-то.
Текст и современные фото: Армен Арутюнов.
Архивная фотография предоставлена Виталием Самогоровым.
Фотография макета из книги «Архитектор Алексей Герасимов. Постройки. Проекты. Живопись».